Комбинированные дорожные машины на шасси назначение, устройство и принцип работы.

Назначение комбинированной уборочной машины.

Машина комбинированная уборочная (в дальнейшем по тексту машина) предназначена для очистки усовершенствованных дорожных покрытий от свежевыпавшего снега (сгребание, подметание, удаление с проездов) и для распределения по поверхности дорог материалов и специальных реагентов при зимнем содержании дорог. В летний период машина используется для подметания, мойки, поливки дорожных покрытий, а также для мойки прилотковой полосы. Машина может быть использована для поливки зеленых насаждений, а также в качестве дополнительного средства при тушении пожаров.

Оборудование машины монтируется на шасси автомобиля Камаз, МАЗ, ЗиЛ и пр.

Конструкция машины обеспечивает выполнение следующих технологических

Операций:

1)очистка свежевыпавшего снега простым отвалом влево и вправо ;

2)очистка свежевыпавшего снега отвалом и щеткой одновременно;

3)очистка свежевыпавшего снега скоростным отвалом;

4)распределение противогололедных материалов по поверхности дорог;

5)поливка дорожных покрытий;

6)мойка дорожных покрытий;

7)поливка зеленых насаждений.

Состав, устройство и работа машины дорожной.

Машина представляет собой автомобильное шасси, на котором смонтировано специальное сменное оборудование: разбрасывающее, плужное, щеточное, поливомоечное, механическая трансмиссия привода гидронасосов, гидросистема с исполнительными механизмами и органами управления.

Поливомоечное оборудование включает в себя цистерну, водяной насос с приводом от правой коробки отбора мощности карданным валом, шаровой кран (центральный клапан цистерны), сетчатый фильтр и систему трубопроводов с арматурой и поворотными соплами.

Цистерна крепится к раме шасси стремянками.

Привод водяного насоса осуществляется аксиальным гидромотором.

При работе машины в режиме поливка-мойка водяной насос закачивает воду из цистерны и подает ее под давлением к насадкам.

За счет изменения углов насадок к поверхности дороги и различного режима работы водяного насоса происходит поливка, мойка дорожного покрытия.

Разбрасывающее оборудование состоит из бункера, цепного транспортера, гидромеханической трансмиссии для привода транспортера и разбрасывающего механизма.

Бункер крепится к раме шасси, разбрасывающий механизм установлен в задней части бункера, верх бункера закрыт решеткой.

Привод цепного транспортера осуществляется гидровращателем или гидромотором через редуктор, установленным на валу ведущей звездочки.

Отбор мощности для привода разбрасывающего механизма осуществляется от двигателя через коробку перемены передач, коробку отбора мощности, к гидронасосу, посредством которого осуществляется вращение гидромотора разбрасывателя и гидровращателя, а также и гидромотора привода щетки.

При работе в режиме посыпки технологический материал из бункера цепным транспортером подается на разбрасывающий диск, который ,вращаясь, распределяет технологический материал на поверхность дороги.

Для предохранения цепи транспортера от разрыва и гидровращателя от перегрузки над цепью установлен рассекатель.

Плужное оборудование состоит из отвала и механизма навески. Тип отвала простой с резиновым лемехом или скоростной с металлическими ножами.

Щеточное оборудование состоит из рамы, гидромотора, щетки, зачистных плужков и механизма подъема щетки с гидравлическим цилиндром.

Щетка установлена в межбазовом пространстве шасси под углом 60о к продольной оси машины. Щеточное оборудование крепится к раме шасси стремянками.

При работе машины в режиме снегоочистки отвал и щетка опускаются, в рабочее положение и машина при движении, сгребает отвалом и сметает щеткой снег на правую сторону по ходу машины.

Сгребание снега простым отвалом с резиновым лемехом может производиться и на левую сторону.

Трансмиссия машины включает в себя двигатель и коробку перемены передач (шасси автомобиля), коробку отбора мощности.

Гидросистема включает в себя гидронасос, гидромоторы привода щетки, разбрасыватель, гидровращатель или редуктор с гидромотором, маслобак с фильтром, гидроцилиндры подъема отвала и щетки, один гидрораспределитель с электромагнитным управлением, два регулятора расхода, всасывающие и нагнетательные маслопроводы.

Органы управления расположены в кабине водителя и на регуляторах расхода.

Включение гидронасосов, осуществляется клавишей включения электропневмоклапана подачи сжатого воздуха в пневмокамеру коробоки отбора мощности (КОМ).

Управление приводом вращения щетки, приводом цепного транспортера осуществляется гидрораспределителем с электромагнитным управлением. Переключатели управления гидрораспределителем размещены на панели управления в кабине.

Управление вращением разбрасывателя осуществляется односекционным гидрораспределителем с электромагнитным управлением, тумблер управления им находится в кабине.

Управление подъемом и опусканием щетки, подъемом и опусканием отвала, включение проблескового маяка, включение фары дополнительного освещения осуществляется переключателями, установленными на приборной панели водителя .

В зимнее время для работы отвала рукава высокого давления от гидроцилиндра шарового крана цистерны отсоединяются и с гидрораспределителем соединяются маслопроводы подачи масла к гидроцилиндру подъема и опускания к отвала.Маховичками регуляторов расхода устанавливается скорость вращения цепного транспортера, разбрасывателя и щетки.

Устройство и работа составных частей машины.

Разбрасывающее оборудование

Бункер разбрасывателя представляет собой цельнометаллическую сварную конструкцию. Форма бункера обеспечивает постоянную подачу технологических материалов на транспортер.

Боковые стенки бункера в верхней части изнутри стянуты съемными поперечинами.

В передней и задней стенках бункера имеются окна для прохода верхней ветки транспортера, снизу под днищем установлен поддон, который предохраняет агрегаты шасси от попадания на них технологического материала и является направляющей для нижней ветви транспортера.

К задней стенке бункера крепится шиберная заслонка, регулирующая подачу технологического материала. Над разбрасывающим диском установлен отражатель , препятствующий вылету технологических материалов от удара лопатками выше зоны безопасного полета частиц.

Цепной транспортер представляет собой цепь с установленными на ней скребками

Разбрасывающий диск представляет собой диск диаметром 630мм с приваренными на нем лопатками и валом. Диск установлен на опоре с одним упорным подшипником. Крутящий момент на диск передается через вал от гидромотора МS-80, закрепленного на кронштейне рамы разбрасывающего механизма. 

Цепь транспортера натянута на ведущей звездочке и натяжном ролике. Ведущая звездочка насаженна на шпонках ведущего вала. Концы валов установлены в подшипниковых опорах качения. На выходной конец вала с правой стороны машины установлен гидровращатель. Для стопорения корпуса гидровращателя на него насаживается реактивная тяга, закрепленная через промежуточный рычаг к бункеру. Натяжной ролик транспортера вращается на подшипниках на оси натяжного устройства. Ось может перемещаться по направляющим, смонтированным в передней части кузова. Натяжение цепного транспортера осуществляется двумя пружинами, поджимаемыми гайками, установленными на направляющих.

Поливомоечное оборудование.

Поливомоечное оборудование состоит из цистерны, водяного насосного агрегата, щибера, системы трубопроводов с арматурой и поворотными соплами, манометра для контроля воды. Цистерна устанавливается на шасси автомобиля и крепится стремянками.

Через донный клапан цистерна сообщается с водяным насосом. От насоса вода подается в нагнетательную ветвь трубопровода к распределительным клапанам (вентилям) и соплам, через которые производится поливка или мойка дорожного покрытия или тушение небольших очагов пожара.

Заполнение цистерны водой может производиться как от водопроводной сети (при помощи пожарной колонки, водопроводных рукавов и переходников через вентиль), так и из водоема (при помощи всасывающих рукавов) через заборный рукав с фильтром.

Цистерна представляет собой сварную емкость из двух днищ и обечайки, изготовленных из листового проката. В поперечном сечении цистерна овальной формы. Сверху в передней части расположен люк с крышкой для доступа внутрь цистерны, внутри установлена контрольная труба и волнорезы, предупреждающие раскачку воды в цистерне при движении и гасящие инерционный удар воды в днище при торможении.

Для заполнения цистерны водой от водопроводной сети на цистерне сзади установлен патрубок с заглушкой. В патрубок вмонтирована соединительная головка с заглушкой для подсоединения водопроводного шланга от пожарной колонки.

Наполнение цистерны от насосной станции может производиться через верхний люк при открытой крышке.

Предусмотрен патрубок с вентилем, связанный с нагнетательной ветвью насоса, через этот патрубок производится наполнение цистерны при заборе воды из водоема.

Для обслуживания цистерны в ее передней части справа имеется лестница.

Насосный агрегат установлен на раме, который крепится сзади к раме цистерны. Водяной насос центробежный НЦ-60/125А (подача 60м3/ч, напор до 115м).

Корзина